Объекты культурного наследия

Усадьба Любвино

Усадьба Любвино, построенная в начале XX века князем Николаем Михайловичем Пыльцовым, представляет собой образец помещичьей усадьбы, выдержанной в стиле усадебной архитектуры конца XIX в. Поместье предназначалась для его жены Любови Герасимовны, урожденной Хлудовой и получило название «Любвино». Располагается оно на возвышенном месте у излучины р. Москвы и первоначально было окружено лесом, часть которого впоследствии была преобразована в ландшафтный парк. Общая территория поместья составляла 200 га. Поместье связывала с железнодорожной станцией асфальтированная подъездная дорога длиной 2 км, обсаженная липами, которая до настоящего времени сохранилась лишь частично.
Строительство поместья было завершено всего за 1 год и выполнялось под руководством известных архитекторов. Так, строительство основного дома осуществлялось по проекту и под руководством знаменитого итальянского архитектора А.Э.Эриксона. Отделкой и декором занимались специалисты московского филиала известной итальянской фирмы братьев Аксерио. В оформлении интерьеров широко использовался антиквариат, в том числе старинная итальянская и французская скульптура, для реставрации которой вызвали мастеров из Италии.
Двухэтажный с подвалом кирпичный главный дом, выстроенный в стиле неоклассицизма, стоит в нескольких метрах от берегового обрыва, к которому он обращен продольным восточным фасадом. Усадебный дом имел одноэтажные крылья, заканчивавшиеся опять же двухэтажными пристройками. Каменные террасы на садовом фасаде венчались балконами, украшенными мраморными бюстами.
Перед домом, на самом краю обрыва, устроена смотровая площадка, с которой открывается редкий по красоте вид на пойменные луга и поросшие лесом холмы противоположного берега. Западный фасад дома выходит на обширный парадный двор, к которому ведет широкая, длинная, прямая аллея, проложенная через естественный лесной массив. Усадебный дом, подражая по своему композиционному решению постройкам эпохи зрелого классицизма, состоит из главного корпуса и небольших флигелей, объединявшихся сначала одноэтажными переходами.

Главный корпус усадьбы Любвино (восточный фасад)

Главный корпус усадьбы Любвино (восточный фасад)

Наиболее выразительное архитектурное решение имеет восточный фасад главного корпуса, вытянутый с севера на юг. Его центральная часть выделена мощной полуротондой, что придает зданию торжественный, репрезентативный облик. Западный фасад дома усложнен широким ризалитом, перед которым выступает тамбур парадного входа. Декоративное оформление фасадов дома сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, утратив многие первоначальные элементы. В убранстве использованы отлитые из алебастра и гипса детали, обладающие четким, тщательно проработанным рисунком. Полуротонда главного корпуса обработана парными колоннами с профилированными белокаменными базами и лепными коническими капителями. Над высокими арочными окнами полуротонды помещены небольшие изящные венки. Аттик над западным фасадом украшен полуциркульной нишей, в которую вписан широкий архивольт с лепниной из крупных пальметт. Прямоугольные окна второго этажа на западном фасаде сохранили белокаменные крепованные перемычки.
Подъезд к главному фасаду был оформлен в виде пандуса. Над входом на колонны опирался устроенный на козырьке балкон.
Садовый фасад в значительной мере повторял фасад усадьбы Елизаветино (Покровское-Стрешнево). Но в Любвино уже заметны типичные элементы неоклассицизма вытянутые ионические колонны, рельефное обрамление полуротонды, преувеличенные размеры оконных проемов двухэтажных пристроек и так далее. На фотографиях того времени видна веранда, примыкающая к полуротонде с декоративными решетками художественного литья. На полуколоннах веранды — бронзовые вазы с цветами и растения в кадках. Боковые ризалиты террас украшены тосканскими колоннами.
Лепной декор фасада, в котором сказалось влияние и московского ампира, не сохранился. Одноэтажные части дома были надстроены вторыми этажами, соответственно исчезли балконы, а колонны террас превратились в полуколонны, став частью стены. Та же участь постигла и колонны сквозного крыльца. Пострадал и внутренний декор скульптурные розетки, плафоны, росписи. В купольном зале уцелел антаблемент с лепным растительным узором, поддерживаемый коринфскими колоннами, и дюседепорт с композицией на мифологическую тему. Утрачены мраморные бюсты, стоявшие на балюстраде террасы, — осталась только чугунная ограда.
Главный вход сторожили две бронзовые собаки (сейчас они для сохранности перенесены в вестибюль). К жилым комнатам вел просторный вестибюль с колоннами. Длинная анфилада комнат была наполнена светом и воздухом. Значительный интерес представляет внутреннее убранство главного дома. По свидетельствам очевидцев, повсюду стояли вазы с цветами (в усадьбе имелось несколько оранжерей), а обстановка поражала роскошью.
В подвале находились прачечная и кладовые. Кроме печного, действовала система водяного отопления, а также электрическое освещение.
На плане, хранящемся в Государственном историческом архиве Москвы, видно, что к 1916 году число построек в усадьбе достигало 51. Имение разделялось на две зоны парковую и хозяйственную (сейчас это часть территории микрорайона Восточный).
Одно из строений на плане обозначено Бывший дом владельца. Слова эти впоследствии зачеркнуты, сверху написано карандашом дача. Деревянный одноэтажный дом с изразцовыми голландскими и русскими печами, каменным полуподвалом, ватерклозетами, по всей видимости, служил хозяевам временным пристанищем на период строительства усадьбы. Несколько дач в хозяйственной зоне, возможно, сдавались или предназначались для временного размещения гостей.
Подъездная дорога к главному дому с одной стороны была обсажена липами, с другой — елями. С внутренней стороны аллей было высажено 8 тысяч кустов роз.
Окружающий дом пейзажный парк состоял из естественного лесного массива с большим количеством деревьев хвойных пород и незначительного количества искусственных посадок. Терраса разграничивала регулярный и ландшафтный парки, служа одновременно смотровой площадкой, связывавшей главный дом с окружающей природной средой. К реке спускались белокаменные лестницы. От фонтана в арочной нише низвергался по склону каскад воды.
В парке росли могучие столетние дубы и сосны, которые чередовались с широколистными вязами, кленами, лиственницами, жимолостью, боярышником, сиренью. На лужайках были устроены фонтаны. С обеих сторон дома были устроены пологие сходы в сторону реки Москвы — серпантины, к лужайкам в парке вели извилистые дорожки, обсаженные декоративными кустарниками. Площадка со стороны реки была укреплена подпорной стеной, к которой примыкал бассейн. В овраге вблизи усадьбы сохранились несколько крупных валунов, были видны обнажения известняков.
За парком был большой сад и каменный сарай для хранения урожая, а рядом — контора и квартира управляющего. Садовник жил в отдельном деревянном доме. В хозяйственной зоне также находились конюшня, бревенчатый коровник, каретный сарай, птичник, псарня, дом для рабочих, квартира заведующего хозяйством, две водокачки, баня и электростанция.
Внутренняя планировка главного корпуса, претерпев целый ряд изменений, в основном сохранила свою первоначальную структуру. Все помещения размещены по сторонам продольного корпуса, образованного одной капитальной стеной и перегородками, поперечная ось здания проходит через вестибюль в западной части и обширный, занимающий пространство полуротонды, парадный зал. Проходы из вестибюля в зал фланкированы коринфскими колоннами. Две комнаты, расположенные по сторонам зала, объединялись с ним по принципу анфилады. По сторонам вестибюля размещено по два помещения, образованных поперечными капитальными стенами, которые соответствуют креповкам фасада. На второй этаж и чердак ведет трехмаршевая лестница, занимающая помещение, смежное с вестибюлем. Планировка второго этажа с незначительными изменениями повторяет первый этаж.
В нескольких комнатах главного корпуса сохранились элементы первоначального убранства, особенно наряден парадный зал. В зоне пяты свода проходит широкий карниз с медальонами и розетками, а под ним – нарядный лепной фриз с растительным орнаментом. Над западной дверью помещен лепной барельеф на тему античной мифологии. В главном корпусе и флигелях частично сохранились паркетные полы.
Въезд в усадьбу отмечают два квадратных кирпичных пилона высотой свыше 2 м, поставленные в начале подъездной аллеи. Их скромные завершения утрачены. Рядом с пилонами – небольшая сторожка привратника.
Усадьба Любвино, несмотря на искажения, представляет собой характерный образец архитектуры неоклассицизма, получившей распространение на рубеже XIX-XX вв.
Комплекс зданий усадьбы «Любвино» находится в хорошем состоянии, проект охранных зон не разработан.
Другим объектом культурного наследия регионального значения является церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1906-1914 гг. на территории бывшего с. Картино.
Церковь расположена на кладбище и представляет собой кирпичное, с гранитным цоколем, здание. Здание храма выдержано в характерном для начала ХХ в. русско-византийском стиле. Объемно-пространственная композиция строится на сочетании центрического ярусного храма с примыкающими к нему апсидой, притвором и трёхъярусной колокольней. Все объёмы расположны по одной оси.
Собственно храм представляет собой массивный восьмигранник, сомкнутый свод которого несёт световой барабан. Объём последнего воспринимается самостоятельным ярусом.
Здание храма освещается узкими арочными окнами, которые в центральном восьмерике продняты на значительную высоту. Боковые грани прорезаны тройными окнами.
Квадратная в основании колокольня увенчана небольшим неравногранным восьмериком звона, ноставленом на глухой кубический постамент, образующий промежуточный ярус.

Общий вид церкви Успения Пресвятой Богородицы

Общий вид церкви Успения Пресвятой Богородицы

Завершение фасадных плоскостей основного объёма храма и колокольни имеет форму килевидных закомар с развитым, но плоским архивольтом. Опираются архивольты на массивные капители гладких пилястр. Аналогичный приём использован и в оформлении барабана. Килевидные завершения имеют и арки звона на колокольне.
Храм находится в хорошем состоянии и используется по назначению. Проект охранных зон не разработан.
Памятники археологии
Тучковское городище
Городище было сооружено в конце I тыс. н. э. как укрепленное поселение. Памятник был обнаружен сотрудником отдела археологии музея истории и реконструкции г. Москвы Ю.М. Золотовым в 1958 г. Им было собрано на памятнике некоторое количество керамики. Впоследствии памятник обследовался Р.Л. Розенфельдтом в 1959 и 1960 гг., раскапывался им же в 1965-1966 гг. Было заложено несколько раскопов на площадке городища.
При раскопках была собрана коллекция керамики и остеологический материал. Находки из раскопок поступили в Московский городской дворец пионеров и школьников. Документация хранится в архиве Института археологии АН СССР. Керамика вся лепная и включает довольно много фрагментов сетчатой керамики.
Тучковское городище расположено на западной окраине р.п. Тучково в 1,5 км к западу от железнодорожной станции Тучково. Площадка городища размещается на мысу, образованном при схождении двух оврагов, впадающих в долину р. Москвы примерно в 3 км от их устья. Площадка имеет вид прямоугольника шириной около 34 и длиной 30 м. Её высота над дном оврага около 15 м. Первоначально площадка городища имела вид треугольника, но часть площадки была разрушена карьером, заброшенным еще до 1941 г., стенки этого карьера задернованы. Площадка Тучковского городища ровная и наклонена в западном направлении. С восточной напольной стороны площадка ограждена двумя рядами валов и рвов. В них сделаны прорывы. Внутренний вал более мощный. Его высота со стороны площадки около 2 м, высота наружного вала с напольной стороны 70-100 см. Между ними ров глубиной до 2 м. По гребню внутреннего вала идет траншея времён Великой Отечественной войны. Есть остатки траншей и на площадке памятника. Культурный слой на городище интенсивного темного цвета, насыщенный находками, керамикой и остеологическими остатками. Мощность слоя 30-60 см.
Тучковское городище представляет собой типичное укрепленное поселение железного века и входит в систему городищ этого периода, расположенных по правому берегу р. Москвы.
В соответствии с Законом Московской области от 10.10.2008 г. № 143/2008-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Рузским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Тучково», на баланс администрации городского поселения передан ряд объектов культурного наследия, представляющих собой мемориальные комплексы в честь воинов, погибших в этих местах в 1941 г. Эти памятники расположены по следующим адресам:
-Восточный микрорайон (возле дома 6/1);
-пересечение Трутеевского проезда и ул. 4-я Трутеевская;
-ул.Дубровка (около дома 64);
— ул. Студенческая (у дома 1);
— ул. Восточная (у дома 5);
— ул. Комсомольская (возле дома 26);
— ул. Картинно, на территории кладбища (памятник лейтенанту А.П.Захарову).
В качестве памятника местного значения может рассматриваться также мемориальный комплекс с Вечным огнём, расположенный на пересечении ул. Советская с ул. Лебеденко.

Общий вид мемориального комплекса

Общий вид мемориального комплекса

 

facebook marketing